Дмитрий Шишкин:

Мы составили конкуренцию итальянским, английским и немецким компаниям с многовековой историей


Еще пятнадцать лет назад никто бы не поверил, что найдется энтузиаст, готовый вложить собственные силы и средства в уральский легпром. Однако на зависть пессимистам в Екатеринбурге такой человек нашелся. Дизайнер и бизнесмен Дмитрий Шишкин не просто открыл собственную компанию, которая принесла ему известность, а вместе с ней и прибыль, но и сумел перевернуть представление о целой отрасли российской экономики. Два года назад портновская мануфактура SHISHKIN стала резидентом наукограда «Сколково», где активно развивает собственные технологии трехмерного моделирования, сканирования и проекции мужской одежды. В том же году бренд принял участие в выставке «ИННОПРОМ» и стал первым представителем легкой промышленности на известной международной площадке.
Вы получили образование в Юридической академии. Откуда возник интерес к дизайну и пошиву одежды?

Уже в начале обучения у меня сформировалось четкое понимание, что современная мужская мода не удовлетворяет амбициозным потребностям в самовыражении: чувствовать себя гармонично, лаконично и комфортно. Поэтому на первый план вышло хобби – создание эскизов классических моделей одежды. Достаточно быстро появились постоянные клиенты среди товарищей по академии, и я решил дальше развиваться в этой сфере.

С чего начиналась история бренда SHISHKIN?

Можно считать стартом создание дебютной коллекции, которую я представил на Ural fashion week, и почти сразу после этого открыл свой модный дом с первыми десятью сотрудниками. Мне всегда было принципиально важно развиваться именно в сфере мужской моды, которую обходили вниманием раньше и недооценивают сейчас. Отсутствие конкурентов, живой интерес и азарт покорения органично вписались в жизнь и послужили плацдармом для начала истории бренда SHISHKIN.

Говорят, что нет пророка в своем отечестве. Обычно все талантливые молодые дизайнеры уезжают как минимум в Питер или Москву, а то и в Париж, Милан...
Вы же остались здесь. Получается, и в Екатеринбурге можно раскрутиться, найти клиентов? А может быть, у вас тоже есть мысли перебраться в столицу со временем?

Екатеринбург – активно развивающийся мегаполис и центр концентрации ресурсов. На данный момент главная задача – сделать так, чтобы заработали с максимальной эффективностью уже существующие площадки в Екатеринбурге. Для этого стараемся непрерывно улучшать производственные процессы. Максимальная цифровизация и гибкость выстраивания производственной цепочки – то, что выгодно отличает от многих предприятий с историей (так называемый «old school»), дает возможности для развития и конкурентоспособности не только на российском рынке.

После этого будут другие регионы, в том числе Москва. Желание развиваться есть и внутри страны, и за ее пределами. Когда ты способен предложить миру качественный продукт – это можно и нужно делать. В феврале этого года компания представила коллекцию профессиональной горнолыжной спортивной одежды SHISHKIN на международной выставке ISPO.

В последние два года мы активно работаем с одним из международных брендов. Наиболее экспортно ориентирована в группе компаний фабрика спортивной одежды SHISHKIN Uniform Atelier. С большими компаниями, работающими в сегментах «средний» и «выше среднего», у которых большие обороты – от полутора тысяч единиц на модель, – работать интересно. Работа с международными компаниями дает мощный стимул развиваться, становиться лучше. И с точки зрения использования новых технологий производства, новых материалов, и в отношении требований по качеству. Следующий шаг – продвижение собственного бренда на международном рынке. Сейчас прорабатываем варианты и оцениваем возможности.
Соответствует ли динамика развития бренда вашим ожиданиям?

Нужно понимать, что пошив элитной одежды bespoke в лучшем случае работает в ноль. Это некая имиджевая составляющая и важная дань истории. Сегодня мануфактура зарабатывает на фабрике, которая открылась весной прошлого года, где мы разрабатываем и отшиваем коллекции спортивной одежды и outdoor, а также на кастомизированном пошиве (производство Made-to-Measure). Все составляющие дополняют друг друга и позволяют развивать бизнес сразу в нескольких направлениях

Хорошие портные в дефиците. Где берете кадры для своего предприятия?

К сожалению, легкая промышленность – это одна из самых отстающих и проблемных отраслей в стране. Все, что было развалено в 90-е годы, нужно заново восстановить, а для этого требуются квалифицированные кадры. Поэтому треть моих портных – это люди за 50, которые имеют отличный опыт, они начинали еще в советское время и качественно адаптировали полученные знания под современные реалии. Есть и более молодые суперспециалисты, которых мы долго искали и делаем все возможное, чтобы им было комфортно работать. Коллектив сложился, но мы работаем на будущее. Ищем среди молодежи талантливых и стремящихся к развитию. Готовы учить и помогать. В перспективе рассматриваем возможность открыть школу портных бренда SHISHKIN
Пошив элитной одежды bespoke в лучшем случае работает в ноль. Это имиджевая составляющая и дань истории.
Каков сейчас годовой финансовый оборот вашего предприятия?

Обороты предприятия увеличиваются год от года. Нам удается достигать практически максимального для легкой промышленности процента рентабельности. И это несмотря на то, что мы много заработанных средств сейчас вкладываем в развитие производства...

С какими корпоративными клиентами вы сотрудничаете? О какой средней стоимости контрактов можно говорить?

Наша клиентская база состоит из компаний, которые понимают ценность по-настоящему качественной работы. На данный момент компании группы SHISHKIN осуществляют сотрудничество с компаниями «Газпром», РМК, спортивными клубами и федерациями – это «Зенит», ЦСКА, «Автомобилист», «Урал», Ночная хоккейная лига. Много работаем с набирающими обороты форумами и проектами государственного масштаба: «Таврида», WorldSkills.

Исходя из собственной практики, как вы считаете, в российской легкой промышленности импортозамещение возможно? Можно ли найти качественные красивые ткани и фурнитуру от российского производителя?

На мой взгляд, импортозамещение не только возможно, но и необходимо. Мы составляем активную конкуренцию итальянским, английским и немецким компаниям с многовековой историей и богатым опытом пошива мужских костюмов по технологии bespoke. Совсем недавно в Екатеринбурге с визитом были эксперты международной компании, активно сотрудничающие с ведущими производителями одежды по всему миру, они высоко оценили качество наших костюмов. Но пошив элитной одежды – это скорее искусство, нежели бизнес.

Если говорить о спортивной одежде, casual и outdoor, мы также способны предложить качественный продукт как для российского, так и для европейского рынка по конкурентным ценам и хорошего качества. В сотрудничестве с российскими производителями текстиля и фурнитуры есть ряд сложностей.

Легкая промышленность долго была без поддержки, в условиях жесткой конкуренции. Многие производства разрушены, утеряны и кадры, и технологии. Найти качественные материалы для пошива классической одежды в России крайне сложно. В силу этого приходится работать с английскими, итальянскими, швейцарскими и бельгийскими брендами текстиля. Для спортивной и повседневной одежды вариантов по закупке материалов больше, но, к сожалению, также не в России. Возрождение российской текстильной промышленности – дело не одного года, и для этого нужны системные масштабные меры.

Когда российская швейная отрасль, по вашим прогнозам, станет конкурентоспособной?

При должном внимании отечественную швейную промышленность реально вывести на мировой уровень за 10-15 лет, а производство тканей высокого порядка – это трудоемкий и многоплановый процесс. О резком взлете говорить невозможно. Что касается люксового сегмента одежды, как минимум, ближайшие лет 30 мы будем всецело зависеть от Европы.
Отечественную швейную промышленность реально вывести на мировой уровень за 10-15 лет.
Как отражается на вашем предприятии текущая экономическая ситуация в России и в мире?

Возникают некоторые сложности с санкционированием, бывают задержки с доставкой, а при актуальных курсах валют происходит еще и некоторое удорожание. Но в целом платежеспособная часть населения города, те, кто может себе позволить наши услуги, так или иначе все равно к нам обращается. Еще более активно вступают в сотрудничество компании и крупные спортивные команды, на фабрике постоянно кипит работа. Спорт в нашей стране имеет колоссальную поддержку.

Стоит ли рассчитывать на рост инвестиций в швейное производство в обозримом будущем? Могут ли начинающие дизайнеры рассчитывать на субсидии и различные формы поддержки, исходя из вашего опыта?

Экономическая ситуация – это всегда нестабильная и «живая» система, нужно просто умело выстраивать работу. Прогнозирование и использование более высоких технологий, привлечение инвестиций – вот основная идея развития бизнеса. Сложность заключается не только в покупке оборудования, большой вопрос – оборотные средства.

Для стабильной работы предприятия важна постоянная равномерная загрузка производства. Большим игрокам проще, они зачастую обеспечены госзаказами на годы вперед. Малым и средним приходится двигаться в разы быстрее, чтобы оставаться на плаву. Банки помогают неохотно, проценты за привлечение заемных средств на пополнение оборотного капитала неоправданно высоки. Легкая промышленность – зона рискованных инвестиций. Поэтому меры поддержки со стороны государства очень важны. Вопрос – в их эффективности, важно, чтобы поддержку получали те, кто в ней действительно нуждается.

Можем ли мы надеяться на выпуск женской коллекции от Дмитрия Шишкина?

Женская мода – это непрерывно изменяющаяся материя, которая зависит от тенденций и настроений. Конкуренция в этой сфере гораздо выше, что заставляет дизайнеров гнаться за последними новшествами, отдавая предпочтение количеству, а не качеству. В свою очередь, SHISHKIN давно определил основные векторы развития и старается безукоризненно их придерживаться. С каждым годом увеличивается опыт, нарастает производственная база, меняются технологии. Сформировался свой круг поставщиков материалов. У нас получается делать хорошую мужскую одежду, и в этом направлении есть еще потенциал для развития.
Когда ты способен предложить миру качественный продукт, нужно выходить за пределы своего региона и страны.
Made on
Tilda