Олег Андреевич, почему Вы решили открыть галерею именно в здании старого завода?
У меня было желание реализовать проект, который радовал бы не только собственную душу, но и приносил радость другим людям. Сначала мы создавали такую среду вокруг места, где живем, в поселке «Дубрава», затем рядом открыли конноспортивный комплекс, который также стал одним из лучших в России.
После этого возникла идея создать такую комфортную среду в центре Екатеринбурга. Почему было выбрано здание бывшего завода ОЦМ? Дело в том, что завод когда-то был учредителем «Золото-Платина-Банка», а это – подсознательная связь с альма-матер, с Николаем Ивановичем Тимофеевым (гендиректором и президентом Екатеринбургского завода ОЦМ), другими людьми, которые дали определенный толчок моей жизни и карьере предпринимателя. В дальнейшем предприятие было приобретено Виктором Вексельбергом и перенесено на другую площадку, а здание Ленина, 8 освободилось под реновацию и интересные проекты.
Мне хотелось реализовать целый ряд идей. На этом месте должно было появиться жилье, комфортная среда, а одним из направлений, и мы его позиционировали изначально, должны были стать выставочные и музейные пространства. Они должны были быть связаны, с одной стороны, с историей завода, с другой – быть его продолжением.
Когда строили первую очередь, на проспекте Ленина, 8, Николай Иванович из окон своего офиса по соседству наблюдал, делал фото- и видеосъемку, давал рекомендации.
В ансамбле первой очереди объединены два здания – административное, выходящее фасадом на улицу Ленина, и историческое, построенное в 1916 году. Для восстановления здания, старинной кирпичной кладки нам потребовалось около 40 тысяч столетних кирпичей, которые были привезены из других регионов.
Какие коллекции вошли в фонд галереи на стартовом этапе?
В здании аффинажного завода практически сто лет оттачивались технологии обработки драгоценных металлов. Поэтому и появилась идея организовать музейные пространства, посвященные теме золота. У нас на Урале были образцы первого добытого промышленным способом русского золота, которые хранились на ответхранении в Музее камнерезного искусства, и их должны были передать в Гохран России. Но нам удалось получить лицензию в пробирной инспекции и при посредничестве музеев и Николая Ивановича приобрести всю эту экспозицию. Это уникальные самородки легли в основу одной из экспозиций.
В последующем, поскольку история Урала связана со сказами Бажова, мы не могли пройти мимо Владимира Андреевича Пелепенко, который собрал одну из лучших в мире коллекций камня. Она насчитывает более 20 тысяч образцов. По договоренности мы разместили его Музей камня, он стал постоянным резидентом, а мы взяли на себя все расходы по содержанию собрания. Так же было и с Алексеем Антоновым, одним из лучших камнерезов мира, экспозиция его работ тоже появилась у нас.
Что касается других пространств, то идеи приходили постепенно. Купив не один десяток работ, начинаешь все более понимать в искусстве. Это тот случай, когда количество начинает переходить в качество. С рядом художников мы начали делать совместные проекты, к примеру, с нашими уральскими художниками – Александром Сухих, Алексеем Ефремовым и другими. Когда мы реализовывали проект, у нас сложилось довольно сложное, но интересное пространство, с многофункциональными залами.
18 февраля галерее исполнилось всего два года, но мы сделали такое количество проектов, что сегодня можно говорить о «втором дыхании», которое открылось у меня и нашей команды.