Лежнин Алексей:

Решения будущего – сегодня

С каждым днём всё большей популярностью начинают пользоваться мультимедийные интерактивные устройства. В Екатеринбурге их разработкой уже более восьми лет занимается компания LIGA. Устройства помогают быстро получить полезную информацию, оптимизируют бизнес-процессы, упрощают взаимодействие клиента и организации. Это могут быть сенсорные столы, киоски самообслуживания, терминалы для оплаты и выдачи заказов, голографическое, проекционное или светодиодное оборудование. Многие разработки внедрены специально для обучения, они в доступной форме предоставляют данные для взрослых, детей и людей с ограниченными возможностями. Директор компании LIGA Алексей Лежнин поделился историей создания компании, ее успехами и планами на будущее.
Как появилась компания LIGA? Что послужило толчком для разработки «умных» технологий в Свердловской области?

Мне всегда были интересны технологические новинки, нравилось разбираться в устройстве различных приборов. Сначала я работал в магазине техники продавцом-консультантом. В 2013 году начал производить собственную продукцию, очень заинтересовался этой темой. Помощи со стороны не было — пришлось самому откладывать на стартовый капитал. Начинал я свое дело со сборки простых видео-рекламных конструкций в небольшом гараже. Делал все качественно, подходил к вопросу очень ответственно.

Постепенно спрос на оборудование возрастал, а в компанию приходили новые сотрудники: сборщики, конструкторы, монтажники устройств. Появились ресурсы для работы над более сложными проектами. Мы расширили производство и стали разрабатывать совершенно новые конструкции. Вообще, это работа целой команды: конструкторы оборудования собирают непосредственно устройство, разработчики программного обеспечения работают над системами для его функционирования, наделяют «коробку» умными свойствами, дизайнеры создают уникальный внешний вид устройства и его интерфейса. В конечном итоге мы получаем готовый продукт, способный решить конкретные задачи — как для бизнеса, так и для взаимодействия клиента и поставщика услуг.

«Решения будущего – сегодня» — девиз нашей компании. Мы стремимся делать жизнь людей лучше и проще, экономить их силы и время. Инновационные разработки — это именно то, что позволяет достичь поставленных задач.

С какими сложностями вы столкнулись во время развития своего бизнес-проекта?

Рынок не дает расслабляться. В случае с мультимедийными разработками, не было такого, чтобы мы наладили производство какого-то одного устройства, и потом пару лет исключительно на нем зарабатывали. Во-первых, это связано с тем, что инновационные разработки постоянно совершенствуются. У них появляется новый функционал, новые возможности. Во-вторых, постепенно каждая из разработок занимает свою нишу. Например, сейчас на государственном уровне планируется переход всех фондов на безналичные пожертвования. Как следствие, возрастет спрос на электронные терминалы, в которые встроена касса и которые ведут точную отчетность. Мы понимаем, что нужно рынку и что нужно производить. Но примерно к 2022 году спрос на такие терминалы упадет. Устройство просто займет свою нишу, и на него будет приходиться 5-10% всех наших продаж. Мы привыкли к таким динамичным изменениям. В-третьих, мы много работаем с госсектором. В госсекторе закупки обычно выполняются в рамках федерального проекта, и как только проект заканчивается — рынок падает.
Мы стремимся делать жизнь людей лучше и проще, экономить их силы и время. Инновационные разработки — это именно то, что позволяет достичь поставленных задач.
Как вы справились с кризисом, возникшим на фоне пандемии в 2020 году?

Действительно, когда в мире объявили пандемию, рынок просто остановился. Но мы привыкли адаптироваться под любые условия. Решение пришло быстро — в стране резко вырос спрос на дезинфекторы и дистанционные приборы измерения температуры, для общественных мест они оказались просто необходимы. Разработчикам была поставлена задача, и через пару недель они представили устройство, которое дистанционно измеряет температуру и дезинфицирует руки. Для его создания мы использовали весь опыт, который накопили ранее при создании интерактивных разработок. Такие устройства — дезинфекторы, рециркуляторы воздуха, бесконтактные термометры — буквально «взорвали» рынок. У нас был опыт создания мультимедийных устройств, поэтому мы решили сделать умный продукт. И не ошиблись. Другие разработки временно оказались не востребованы, поэтому создание новой линейки продукции не только позволило пережить кризис, но и расшириться. Только штат сотрудников вырос практически вдвое.

К тому же, мы активно сотрудничали с Правительством Свердловской области. Например, совместно с региональным Министерством промышленности и науки мы оборудовали более 90% образовательных учреждений региона: школы, детские сады, гимназии, ВУЗы. Также оборудование поставлялось по всей России. Высокий спрос продержался до ноября. Те, кто начал бизнес исключительно под массовый спрос на фоне пандемии, остались ни с чем, потому что сейчас потребность в устройствах минимальная. Мы смогли занять свое место в этой нише именно потому, что научились производить умные инновационные устройства.

Вам пришлось заняться разработкой совершенно новой линейки продукции. Планируете ли вы развиваться в данной отрасли?

Да, нам определенно это интересно. Телемедицина сейчас становится все более популярной. На сегодняшний день мы занимаемся разработкой еще более сложного аппарата, который умеет по внешним признакам определять, есть ли у человека простудные заболевания. Аппарат оснащен камерой и термометром, он распознает и анализирует речь и с точностью до 70% определяет, есть ли у человека признаки простуды. Еще одна разработка — это терминал, который позволит жителям отдаленных регионов проводить консультации с врачом дистанционно. Внутри таких устройств есть сканер документов, принтер, измеритель температуры. Это совершенно инновационная разработка, которая может вывести оказание медицинской помощи на новый уровень. Чтобы данное оборудование могли закупать не только коммерческие предприятия, но и медицинские организации, сейчас мы получаем медицинский сертификат. Это не быстрый процесс, он занимает порядка года. Сегодня мы уже на середине пути.
Мы смогли занять свое место в этой нише именно потому, что научились производить умные инновационные устройства.
Что случилось с остальными разработками? Они по-прежнему не пользуются спросом?

Понятно, что в один период покупают больше навигационных экранов, когда-то повышается спрос на интерактивные терминалы, в пандемию — на «умные» дезинфекторы. Например, на сегодняшний день очень популярны устройства самообслуживания, которые позволяют проводить оплату без кассира, а затем забирать товар в определенном месте или получать сразу же из автомата. Так что мы вернулись к производству интерактивных, голографических, проекционных и светодиодных устройств, на которых и профилировались.

Каких успехов вы добились на сегодняшний день?

В конце 2020 года наша компания получила экспортный сертификат, география продаж расширилась. Теперь мы активно выстраиваем связи с коллегами за рубежом. Этот рынок еще горячий, там остался довольно высокий спрос. В начале 2021 года мы открыли собственное производство — завод площадью 3000 квадратных метров. Штат сотрудников только за последний год вырос почти вдвое. В целом, за восемь лет мы значительно продвинулись в своей нише.
Теперь мы активно выстраиваем связи с коллегами за рубежом. Этот рынок еще горячий, там остался довольно высокий спрос.
Можете поделиться собственным рецептом столь успешного бизнес-проекта?

Думаю, конкретного пошагового рецепта вычленить не получится. У каждого проекта свой путь развития, свои «подводные камни». Я считаю, что главной задачей нужно ставить благополучие потребителей. Именно для людей мы разрабатываем свои технологии: опираемся на их потребности и запросы, думаем об удобстве и экономии ресурсов. Это помогает создавать действительно полезные «умные» устройства, которые помогают людям, а не обременяют их.
Made on
Tilda