Расскажите, пожалуйста, пару слов о себе. Помните ли Вы свой первый бизнес-проект?
Я - потомственный бухгалтер в третьем поколении. Наверное, мой профессиональный путь был определён кем-то свыше. В детстве, когда бабушка брала меня с собой на работу, меня просто завораживали щелчки бухгалтерских счёт и то, с какой энергией счетоводы на них считали. Счёты, конечно, уже уступили место цифровым технологиям, но «счетоводом» я стала: мой опыт в бухгалтерии на текущий год - более 28 лет.
Сейчас как бухгалтер я не работаю, все время занимает развитие бизнеса. Но я все так же консультирую по налоговому планированию, курирую кризисные ситуации в бухгалтерии, если клиенты обращаются с такими проблемами.
К сожалению, к созданию бизнеса меня подтолкнули трагические обстоятельства. Мой папа владел компанией, которая занималась газовыми котлами, инженерными системами, оборудованием - серьезный, «мужской» бизнес. Я занималась финансами и выполняла функции бухгалтера. В 2006 году отца не стало, и бизнес перешел под мое управление. Какое-то время я его возглавляла, это был конкурентоспособный и финансово успешный проект. Но я чувствовала, что это не моя сфера, мне хотелось заниматься тем, что у меня получается лучше, чем у других.
К этому времени я уже десять лет занималась бухгалтерским, налоговым и финансовым учётом, вела много предприятий, имела колоссальный опыт в этой сфере. Поскольку я получила еще и очень хороший управленческий опыт, я решила открыть собственную бухгалтерскую фирму. Так появилась компания «Счетовод». Какое-то время мой проект и компания отца просуществовали под моим управлением. Чтобы добиться успеха мне было необходимо полностью сконцентрироваться на одной задаче и я сделала выбор в пользу своей компании. К счастью, все сложилось удачно, и 23 мая 2021 года компании «Счетовод» исполнилось 15 лет.
С какими трудностями столкнулись на этапе основания компании? Что позволило их преодолеть?
В 2006 году, когда я открывала компанию, это была совсем маленькая бухгалтерская фирма, в которой работали два человека: я и моя помощница. Я самостоятельно занималась поиском клиентов, вела их бухгалтерию, осуществляла маркетинговую деятельность своей компании.
Сначала очень сложно было объяснять бизнесменам, что такое бухгалтерский аутсорсинг, как бухгалтер может работать не в штате, не сидеть в офисе и владеть самой важной информацией о финансовых показателях бизнеса. К аутсорсингу не было доверия. Поэтому первые годы работы много сил уходило на то, чтобы показать владельцам бизнеса все плюсы бухгалтерского аутсорсинга и доказать, что это абсолютно безопасно и конфиденциально. Мы предоставляли наглядные кейсы с полным просчетом финансовой выгоды от наших услуг, подтверждали красивые слова своей работой.
Постепенно бизнес расширялся, появлялись сотрудники в штате. Возникла новая проблема – подбор специалистов и управление персоналом. Самая большая ошибка в этом плане – излишнее доверие к сотрудникам и проецирование своих положительных качеств на других людей. К сожалению, за одну и ту же работу приходилось платить дважды, потому что сотрудники некорректно ее выполняли. Один человек не справляется, появляется другой и исправляет ошибки. Это потеря времени, денег и доверия клиентов, а в аутсорсинге оно крайне важно. Сейчас такого уже не происходит, в «Счетоводе» введена многоступенчатая система контроля над выполнением задач и CRM-система, которая делает бизнес-процессы прозрачными как для меня, так и для наших клиентов.
Потом мы столкнулись с новым вызовом. Нашим клиентам хотелось получать больше услуг в одном месте: ехать в один офис за бухгалтерией, а потом в другой к юристам было сложно и неудобно. Поэтому постепенно я начала включать новые услуги в компании, вместе с этим наращивать штат специалистов. Так появился отдел аудиторов, юридический отдел, управленческий учет и кадровый аутсорсинг.
А в 2018 году к «Счетоводу» мы присоединили еще одну бухгалтерскую компанию, вместе с которой к нам на обслуживание пришли новые клиенты. Это стало новым вызовом. В один миг компания получила сразу 250 новых клиентов, доверие и лояльность которых нужно было заслужить. Я самостоятельно со всеми знакомилась, консультировала и делала так, чтобы процесс их адаптации прошел незаметно. Наряду с профессионализмом наших сотрудников это принесло свои плоды: практически все клиенты обслуживаются у нас по сей день.